Суббота, 11 Мая 2024
00:00:00
12 +

Отчет Главы

ДОКЛАД

Лесь Сергея Олеговича

Муниципальное образование Крымский район

О достигнутых значениях показателей
для оценки эффективности деятельности
органов местного самоуправления
городских округов и муниципальных районов
за 2023 год
и их планируемых значениях на 3-летний период

                                                                  Подпись _____________________

                                                                  Дата ” 27 ” апреля 2024 г.

Содержание

ТЕКСТОВАЯ ЧАСТЬ 
 № страницы
I. Экономическое развитие3
II. Дошкольное образование8
III. Общее и дополнительное образование8
IV. Культура12
V. Физическая культура и спорт18
VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем21
VII. Жилищно-коммунальное хозяйство21
VIII. Организация муниципального управления23
IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности  24
2. ТАБЛИЧНАЯ ЧАСТЬ 
  1. Экономическое развитие:

Развитие малого и среднего предпринимательства

Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения составило за 2023 год – 344 единицы. На прогнозируемый период 2024-2026 годов прогнозируется положительная динамика данного показателя. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 человек населения составит по прогнозу 345 единиц (100,3 % к уровню аналогичного показателя предыдущего года), 346 единиц (100,3%) и 348 единиц (100,6%) в 2024, 2025 и 2026 годах соответственно.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составила в 2023 году 23,6%, по оценке на 2024 год данный показатель составит 23,5% и сохранится на этом уровне в 2025 году. В 2026 году доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций по прогнозу увеличится и составит 23,6%.

В целях достижения положительной динамики в развитии малого и среднего бизнеса необходимо:

– вовлечение населения в сферу малого и среднего предпринимательства, оказание содействия безработным гражданам в открытии собственного дела;

– стимулирование развития предпринимательской деятельности путем развития рыночных инструментов поддержки (микрозаймов и поручительств);

– создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказывающих консультационные услуги по вопросам правового обеспечения деятельности, информационного сопровождения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляющих информацию о возможностях получения кредитных и иных финансовых ресурсов.

Инвестиции

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека составил в 2023 году 126485,0 рублей (66,0% от уровня 2022 года). На период 2024-2025 годов также прогнозируется снижение объема инвестиций в основной капитал в расчете на 1 человека по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 56,3% и на 27,2% соответственно. В 2026 году объем инвестиций в основной капитал в расчете на 1 жителя по прогнозу составит 43217,1 рублей или 107,4% к уровню аналогичного показателя 2025 года.

Отрицательная динамика объема инвестиций в основной капитал на период 2023-2025 годов прогнозируется в связи с завершением реализации крупного инвестиционного проекта «Строительство ПГУ-ТЭС «УДАРНАЯ» (общий объем инвестиций по проекту составит 55 млрд. рублей, планируемый срок завершения проекта – май 2024 года).

В настоящее время на территории района реализуются крупные инвестиционные проекты общей стоимостью более 60 млрд. рублей:

– «Строительство ПГУ-ТЭС «УДАРНАЯ» в Киевском сельском поселении Крымского района (инвестор ООО «ВО «ТЕХНОПРОМЭКСПОРТ»). Объем инвестиций – 55 млрд. рублей.

– «Увеличение производственной мощности по переработке винограда до 18 тыс. тонн в сезон и организации производства игристых вин до  20 тыс. дал/месяц» (инвестор ООО «Олимп»). Объем инвестиций –  1,66 млрд. рублей.

– «Туристический комплекс «Поместье Шато Андре» (инвестор ООО «Шато Андре»). Объем инвестиций – 450 млн. рублей.

– «Строительство завода по производству элементов питания, первичных источников тока» (инвестор ООО «АБ-Бэттэрис»). Объем инвестиций –  1 млрд. рублей.  

– «Строительство завода по производству серного бетона» (инвестор  ООО «Смарт Констракшн Ворлд»). Объем инвестиций – 5 млрд. рублей.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа (муниципального района) за 2023 год составила 44,27%. На прогнозируемый период 2024-2026 годов значение показателя сохранится на уровне 2023 года. 

Сельское хозяйство

На территории муниципального образования Крымский район до  2022 года включительно отсутствовали сельскохозяйственные организации, которые относятся к категории «крупные и средние». В июне 2023 года на территории Крымского района зарегистрировано крупное предприятие ООО «Южные земли». Показатель «доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе» в 2023 году составил 100,0%. На прогнозируемый период 2024-2026 годов планируется сохранение значения показателя на уровне 100,0%.

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения

В рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» муниципальному образованию Крымский район в 2023 году предоставлена субсидия из краевого бюджета на обустройство автомобильных дорог. Выполнены работы по капитальному ремонту:

– автомобильной дороги ул.Советской от ул.Новороссийской до ул.Вишнёвой в г.Крымске протяженностью 2,539 км;

– автомобильной дороги (улица в жилой застройке) ул.Кирпичная от ул.Свердлова до ул.Троицкая в г.Крымске протяженностью 0,323 км;

– автомобильной дороги (улица в жилой застройке) ул.Комарова от ул.Горной до ул.Кирова в г.Крымске протяженностью 1,995 км;

– автомобильной дороги (улица в жилой застройке) ул.Свердлова от ул.М.Гречко до ул.Таманской в г.Крымске протяженностью 1,22 км;

– автомобильной дороги ул. Новопокровская от дома № 1 до моста, от дома № 13 до дома № 25 в с.Новопокровское Адагумского сельского поселения Крымского района протяженностью 1,339 км;

– автомобильной дороги ул.Пролетарская от ул.Советская до ул.Гвардейская в с.Мерчанское Мерчанского сельского поселения Крымского района протяженностью 0,442 км;

– автомобильной дороги ул. Колхозной от ул.Советская до ул.Мира в ст.Троицкой Троицкого сельского поселения Крымского района протяженностью 0,37 км;

– автомобильной дороги по ул.Кирова от ул.Гагарина до ул.Новая х.Новоукраинский Пригородного сельского поселения Крымского района протяженностью 0,318 км.

Мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог выполнены в полном объеме, субсидии на софинансирование расходных обязательств освоены.

На территории Крымского городского и сельских поселений Крымского района за счет средств местного бюджета (более 31,0 млн. рублей) в 2023 году были выполнены работы по переводу гравийного типа покрытия автомобильных дорог в асфальтобетон общей протяженностью 4,7 км, по строительству тротуаров протяженностью 5,2 км.

Показатель «доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения» в 2023 году составил 7,0%, что на 0,1% меньше по сравнению с  2022 годом. На период 2024-2026 годов прогнозируется дальнейшее снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения (2024 год – 7,0%, 2025 год – 6,9%, 2026 – 6,8 %).

В целях обеспечения положительной динамики в 2024-2026 годах планируется активное участие Крымского городского и сельских поселений Крымского района в государственных программах по развитию сетей автомобильных дорог.

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района)

Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром городского округа (муниципального района), в общей численности населения городского округа (муниципального района) фактически составила в 2023 году 0,11%.

В период 2024-2026 годов прогнозируется сохранение значения данного показателя на уровне 2023 года – 0,11%.

Услуги по перевозке пассажиров на территории муниципального образования Крымский район по муниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляют 35 индивидуальных предпринимателей и 1 юридическое лицо по 63 маршрутам:

– 20 маршрутов муниципальных пригородных сообщений, 29 графиков движения;

– 43 маршрута городского сообщения, 43 графика движения.

На территории муниципального образования Крымский район пассажирские перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам (на основании представленных экспертных заключений торгово – промышленной палаты Российской Федерации Союз «Славянская торгово-промышленная палата»).

Отделом дорожного хозяйства и транспорта управления инвестиций и дорожного хозяйства администрации муниципального образования Крымский район (далее – Отдел дорожного хозяйства и транспорта) осуществляется контроль за качеством предоставления услуг перевозчиками. Все транспортные средства оборудованы аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, предназначенной для технического обеспечения контроля за осуществлением перевозчиком регулярных пассажирских перевозок, которые подключены к региональной системе мониторинга движения транспортных средств.

На постоянной основе проводится работа по приведению к единому стилю облика маршрутного транспорта.

Отделом дорожного хозяйства и транспорта в соответствии с действующим законодательством проводится работа по привлечению новых перевозчиков к участию в открытых конкурсах на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным пригородным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений в границах муниципального образования Крымский район, а также внесению изменений в действующие маршруты регулярных перевозок с заездом в населенные пункты после проведения ремонтных работ на автомобильных дорогах.

В целях улучшения организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и создания условий для предоставления транспортных услуг населению в части формирования транспортной схемы муниципального образования Крымский район и улично-дорожной сети населенных пунктов в связке с планировочной структурой муниципального образования, обеспечивающей удобные, быстрые и безопасные связи со всеми функциональными зонами, объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами общей сети, обновления подвижного состава пассажирского транспорта, полностью доступного для маломобильных групп населения в рамках исполнения пункта «б» Перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 года   № Пр-637ГС  «О разработке органами местного самоуправления комплексной схемы организации дорожного движения» администрацией муниципального образования Крымский район разработана комплексная схема организации дорожного движения на территории Крымского района Краснодарского края.

Доходы населения

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций муниципального образования Крымский район составила в 2023 году 51 081,7 рублей (110,8% к уровню 2022 года). В 2024 году планируется рост уровня среднемесячной заработной платы на 10,6%.

На планируемый период 2025-2026 годов также прогнозируется рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы: в 2025 году – 106,7% к уровню предыдущего года (60 286,1 рублей), в 2026 году – 106,7% (64 325,3 рублей).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в 2023 году составила: в муниципальных дошкольных образовательных организациях 30655,4 рублей, что на 12,5% выше уровня 2022 года, в муниципальных общеобразовательных организациях – 42003,9 рублей, что на 10,7% выше уровня 2022 года, учителей муниципальных общеобразовательных организаций – 47924,0 рублей, что на 10,9% выше уровня 2022 года.

Планируется рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников на последующие годы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства составила в 2023 году 35751,0 рубль (117,3% к уровню 2022 года). В 2024 году планируется рост уровня заработной платы на 33,9% до 47870,0 рублей. На период 2025-2026 годов прогнозируется положительная динамика с темпом роста ориентировочно 106,0% ежегодно.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта составила в 2023 году 37609,5 рублей (109,3% к уровню 2022 года). В 2024 году планируется рост уровня заработной платы на 1,8% до 38292,0 рублей. На период 2025-2026 годов прогнозируется положительная динамика с темпом роста 110,7% и 101% в 2025 и 2026 годах соответственно.

  1. Дошкольное образование

Доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) по их содержанию в муниципальных образовательных организациях в общей численности детей в возрасте 1-6 лет в 2023 году составила 58,2%, в 2022 году – 58,8%.

Общее количество детей в возрасте от 1 до 6 лет за 2023 год, проживающих на территории муниципального образования Крымский район (по данным статистики), составило 9092 ребенка, из них 5289 детей посещали дошкольные образовательные организации.

В дошкольных образовательных организациях муниципального образования Крымский район создано 6385 мест. В период комплектования дошкольных организаций детьми с 1 января по 31 декабря 2023 года были предоставлены места 1884 воспитанникам в возрасте от 1,5 до 7 лет.

С 1 сентября 2023 года на основании запросов родителей открыты логопедические группы в МБДОУ детский сад № 11 города Крымска и в МБДОУ детский сад № 25 п.Саук-Дере с общей численностью 45 воспитанников.

В настоящее время потребность в дошкольном образовании в муниципальном образовании Крымский район обеспечена в полном объеме.

В Крымском районе нет муниципальных дошкольных образовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии. В то же время требуют капитального ремонта и благоустройства 12 муниципальных дошкольных образовательных организаций, имеющих здания старого фонда: МБДОУ детский сад № 2, МБДОУ детский сад № 3, МБДОУ детский сад № 6 (ясельные группы), МБДОУ детский сад № 9, МБДОУ детский сад № 20, МБДОУ детский сад № 25, МБДОУ детский сад № 27, МБДОУ детский сад № 33, МБДОУ детский сад № 34, МБДОУ детский сад № 41, МБДОУ детский сад № 42 (пищеблок), МБДОУ детский сад № 43.

  1. Общее и дополнительное образование

Единый государственный экзамен по математике не прошли 8 выпускников и 2 обучающихся по двум предметам из четырех общеобразовательных организаций (МБОУ СОШ № 11, МБОУ СОШ № 12, МБОУ СОШ № 20 и МБОУ СОШ № 44) по причине не преодоления «порога успешности».

Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций в 2023 году составила 2,7%.

В 2024-2026 годах количество выпускников, не получивших аттестат о среднем общем образовании, планируется поддерживать на минимальном уровне за счет реализации следующих мероприятий:

1) широкого информирования родителей;

2) анализа результатов ЕГЭ на различных уровнях, составления «Дорожной карты» подготовки к ЕГЭ;

3) проверки управленческой деятельности руководителей общеобразовательных организаций по созданию условий получения качественного образования;

4) проведения мониторинга массовых достижений базовых результатов общеобразовательных организаций по предметам учебного плана с целью выявления «проблемных зон» по выполнению требований федерального государственного образовательного стандарта;

5) расширения профильного обучения и сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, формирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

6) проведения диагностики профессиональной подготовки учителей русского языка и математики, работающих в 11-х классах;

7) обеспечения организационно-методической помощи общеобразовательным организациям в подготовке и проведении государственной итоговой аттестации, в том числе организации информационно-разъяснительной работы о порядке проведения государственной итоговой аттестации;

8) проведения мероприятий в общеобразовательных организациях по психологическому сопровождению участников единого государственного экзамена при подготовке к экзаменам.

Все 34 муниципальные общеобразовательные организации соответствуют современным требованиям обучения.

Доля детей первой и второй групп здоровья в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях составляла в 2022-2023 годах – 81,2%. Причина – 100% проведение профилактических медицинских осмотров, выявление хронических заболеваний на ранних стадиях.

В прогнозируемые годы (2024-2026) планируется увеличение доли данной категории обучающихся (82%) за счет повышения уровня диспансеризации обучающихся, профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний детей, проведения тематических недель по формированию культуры здорового образа жизни.

В Крымском районе отсутствуют муниципальные общеобразовательные организации, здания которых находятся в аварийном состоянии. В то же время, требуют капитального ремонта 10 муниципальных общеобразовательных организаций, имеющих здания старого фонда, что составляет 16,6% от общего количества.

В 2023 году выполнены следующие работы:

– капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ № 6, капитальный ремонт кровли, поставка мебели, оснащения, жалюзи;

– аварийный ремонт канализации МБОУ СОШ № 9;

– капитальный ремонт пищеблока МБОУ СОШ № 20, устройство крытого перехода в здание столовой, капитальный ремонт актового зала и иных помещений с целью ликвидации 2-й смены, в целях устройства пневмокаркасного арочного сооружения (спортивного зала) выполнена железобетонная плита, внутренняя стяжка пола, устройство перегородок и приобретено оборудование, необходимое для монтажа сооружения;

– ремонт системы канализации МБОУ СОШ № 20;

– капитальный ремонт кровли и благоустройство территории МБОУ СОШ № 25;

– замена оконных блоков, благоустройство территории, аварийный ремонт системы горячего водоснабжения МБОУ ООШ № 5;

– капитальный ремонт пищеблока МБОУ ООШ № 23;

– капитальный ремонт спортивного зала МБОУ гимназия № 7,  капитальный ремонт теплового узла, капитальный ремонт кабинетов и здания тира с целью ликвидации 2-й смены, поставка и установка спортивного оборудования, отсыпка стадиона инертным материалом, капитальный ремонт наружной канализации, дополнительные работы по капитальному ремонту теплового узла, установка насосов теплового узла, устройство некапитального сооружения на территории;

– капитальный ремонт кабинетов производственных мастерских, аварийный ремонт канализации МБОУ СОШ № 12;

– устройство питьевых фонтанчиков и раковин, аварийный ремонт канализации МБОУ СОШ № 16;

– капитальный ремонт помещений (кабинетов третьего этажа и части коридоров) МБОУ СОШ № 61;

– ремонт полов МБОУ СОШ № 1;

– капитальный ремонт полов коридора 2-го этажа (покрытие керамогранитной плиткой левого отсека) МБОУ СОШ № 3;

– монтаж системы водоснабжения МБОУ ООШ № 14.

В 2024 году планируется проведение капитальных ремонтов в МБОУ СОШ № 1, МБОУ СОШ № 3, МБОУ ООШ № 5, МБОУ СОШ № 20, МБОУ СОШ № 36, МБОУ гимназия № 7.

Доля обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, в общей численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в  2023 году снизилась на 497 человек в сравнении с аналогичным показателем 2022 года и составила 12,3%.

В целях уменьшения численности обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую смену, планируется открытие общеобразовательной организации МБОУ СОШ № 55 на 400 мест в ст.Варениковской.

В 2023 году показатель «Расходы бюджета муниципального образования на общее образование в расчете на 1 обучающегося в муниципальных общеобразовательных учреждениях» выше показателя 2022 года и составляет 87,68 тыс. рублей.

В системе образования продолжили функционировать четыре организации дополнительного образования различной направленности, а именно: МАУ ДО ДЮСШ № 1, МБУ ДО ДЮСШ № 2, МБУ ДО ДЭБЦ, МБУ ДО ЦРТДЮ.

В 2023 году общий охват детей дополнительным образованием составил 19187 человек или 83,4% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет. Данный показатель выше среднекраевого показателя. Наблюдается положительная динамика увеличения охвата обучающихся дополнительным образованием. Зачисление обучающихся на дополнительные общеобразовательные программы осуществляется путем заполнения автоматизированной информационной системы «Навигатор дополнительного образования».

Увеличение количества детей, охваченных дополнительными общеобразовательными программами, стало возможным благодаря открытию в муниципальном образовании Крымский район Центров гуманитарного и цифрового образования «Точка роста», развитию платных услуг в образовательных организациях, реализации дополнительных общеобразовательных программ в дошкольных образовательных организациях.

В 2024 году продолжается работа по наполнению муниципального сегмента регионального навигатора дополнительного образования Краснодарского края.

В 2023 году с целью обеспечения единого подхода к формированию проведения независимой оценки качества условий образовательной деятельности ООО «Учебно-консультационный центр «Ракурс» (г. Краснодар) совместно с МКУ ЦОКО провело независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организаций дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность на территории муниципального образования Крымский район.

Лучшими организациями дополнительного образования детей муниципального образования Крымский район по результатам НОКО в  2023 году являются:

1-е место – МБУДО ДШИ ст. Нижнебаканской с оценкой 95,3 балла;

2-е место – МБУ ДО ДЭБЦ с оценкой 93,04 балла;

3-е место – МБУДО ДШИ г. Крымска с оценкой 92,08 балла. 

Все 8 организаций дополнительного образования Крымского района Краснодарского края, принявших участие в процедуре проведения НОКО в 2023 году, получили значения критерия 1 в категории «отлично» – от 81 до 100 баллов.

  1. Культура

Сфера культуры муниципального образования Крымский район включает в себя 73 учреждения: 4 детские школы искусств, 36 учреждений культурно-досугового типа (1 Молодежный культурный центр, 8 Социально-культурных центров, 6 Домов культуры, 21 сельский клуб), 30 библиотек, Крымский краеведческий музей, киновидеозрелищное учреждение и центр методического и технического обслуживания учреждений культуры. Основными направлениями деятельности учреждений культуры являются: организация досуга населения, работа клубных формирований, в том числе  творческих коллективов, проведение культурно-массовых мероприятий, творческое развитие, образование и просвещение всех категорий населения, духовно-нравственное воспитание, развитие социальной активности подрастающего поколения в области культуры.

В рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории муниципального образования Крымский район определяются пути сохранения единого культурного пространства района, преумножения достигнутого и обеспечения развития отрасли в условиях, закрепленных в этом законе. Регулярно проходят районные обучающие семинары для руководителей и работников учреждений культуры, перешедших в административное управление поселений (в 2023 году проведено 10 районных семинаров), осуществляются выезды специалистов с целью оказания методической и консультативной помощи по организации деятельности культурно-досуговых и библиотечных учреждений Крымского района. В 2023 году на курсах повышения квалификации и семинарах обучились 62 специалиста из 37 учреждений культуры, в том числе 26 человек – в рамках регионального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

В Крымском районе осуществляют свою деятельность 4 муниципальных бюджетных учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Дополнительные общеразвивающие и предпрофессиональные общеобразовательные программы в области музыкального, хореографического, изобразительного и других видов искусств осваивают 1395 детей в возрасте от 5 до 18 лет, доля получающих услуги по дополнительному образованию в организациях культуры составляет 10,5%.

Учащиеся детских школах искусств муниципального образования Крымский район – постоянные участники зональных, краевых, региональных, всероссийских и международных фестивалей, смотров-конкурсов и выставок, на которых регулярно завоевывают Гран-при, дипломы победителей и лауреатов различных степеней. По итогам 2023 года доля обучающихся в школах искусств, принявших участие в фестивалях, конкурсах и выставках различного уровня, составляет 40% от общей численности.

В целях поддержки и поощрения юных талантов учреждений культуры за достижения в учебной и творческой деятельности, на основании постановления администрации муниципального образования Крымский район № 4721 от 22.12.2023 г. «О выплате стипендий администрации муниципального образования Крымский район одаренным детям и подросткам отрасли «Культура» в 2024 году», 15-ти одаренным детям и подросткам отрасли культуры осуществлялась ежемесячная выплата в размере 1,0 тыс.рублей на человека.

Доля детей и подростков в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в сфере культуры и искусства, в общей численности детей данной возрастной группы:

2021 год – 11%;

2022 год – 11%;

2023 год – 10,5%;

2024 год – 10,5%;

2025 год – 10,5%;

2026 год – 10,5%.

Одной из главных задач отрасли культуры является полный охват подрастающего поколения дополнительным образованием в области культуры и искусства. Решением задачи является строительство собственного здания МБУДО детской школы искусств города Крымска, которая с 2012 года на правах оперативного управления занимает помещения в МБУ «Социально-культурный центр муниципального образования Крымский район», а также открытие филиала детской школы искусств в одном из сельских поселений Крымского района. Строительство нового здания школы искусств и создание филиала позволит увеличить процент охвата детей школьного возраста образованием в сфере искусств. Данный вопрос находится на контроле администрации муниципального образования Крымский район.

Необходимым и важным условием для обучения реализации творческого потенциала талантливых ребят – учащихся школ искусств и участников творческих коллективов является их мобильность, возможность участия в краевых, зональных, межмуниципальных смотрах и конкурсах. Для обеспечения доставки детей с целью их участия в конкурсных программах, проводимых в муниципальных образованиях Краснодарского края, отрасль культуры нуждается в новом пассажирском транспортном средстве вместимостью до 55 мест, оборудованном для перевозки детей.

Важной задачей является модернизация сферы культуры Крымского района, улучшение качества услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями культуры, укрепление материально-технической базы, улучшение технологической оснащенности учреждений культуры, осуществление необходимых капитальных и текущих ремонтов зданий учреждений, сохранение и развитие художественно-эстетического образования, сохранение и развитие кадрового потенциала в муниципальных учреждениях культуры и искусства.

В 2023 году на реализацию муниципальной программы муниципального образования Крымский район «Развитие культуры» выделено и освоено 141775,9 тыс.рублей, в том числе – 132312,6 тыс.рублей – средства бюджета муниципального образования Крымский район, на следующие мероприятия:

– развитие самодеятельного творчества и организация досуга населения;

– организация и проведение районных смотров-конкурсов, фестивалей самодеятельного творчества;

– организация и проведение районных праздничных и тематических мероприятий;

– сохранение и развитие традиционной народной культуры Кубани;

– изготовление декораций, приобретение реквизита;

– пошив и приобретение сценических костюмов и обуви для участников творческих коллективов;

– художественно-эстетическое образование и воспитание детей и молодежи, развитие системы дополнительного образования;

– техническое и технологическое оснащение, обеспечение мер охраны труда, пожарной и антитеррористической безопасности муниципальных учреждений культуры;

– ремонт зданий и благоустройство территорий учреждений культуры;

– организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;

– выплата стипендии главы муниципального образования Крымский район одаренным учащимся учреждений культуры и дополнительного образования детей;

– организация научно-методического, информационного обеспечения отрасли культуры;

– предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений педагогическим работникам сферы культуры, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах;

– выплата заработной платы работникам муниципальных учреждений культуры и др.

В 2024 году на вышеуказанные цели в муниципальной программе муниципального образования Крымский район «Развитие культуры» запланировано 157565,1 тыс.рублей, в том числе – из средств муниципального бюджета – 149319,6 тыс.рублей.

Приоритетными направлениями развития культурной политики Крымского района являются сохранение, развитие и популяризация традиционной народной культуры Кубани, военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, организация культурного досуга всех возрастных категорий населения, поддержка граждан старшего поколения, представителей других социальных групп, создание условий для получения жителями района высококачественных культурных услуг, организация летнего отдыха несовершеннолетних, поддержка и поощрение одаренных детей и подростков, повышение престижа профессии работника культуры в Крымском районе.

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры в городском округе (муниципальном районе) от нормативной потребности:

Клубами и учреждениями клубного типа:

2021 год – 88,0%;

2022 год – 88,0%;

2023 год – 88,0%;

2024 год – 88,0%;

2025 год – 88,0%;

2026 год – 88,0%.

Данный показатель остается стабильным в связи с сохранением сети культурно-досуговых учреждений на территории муниципального образования Крымский район. Количество посадочных мест в зрительных залах учреждений культурно-досугового типа приводится в соответствие с требованиями нормативов посадочных мест на совокупное количество учреждений клубного типа в муниципальном образовании на 1 тыс. жителей, что является определяющим при расчете уровня фактической обеспеченности населения учреждениями клубного типа.

Библиотеками:

2021 год – 80,0 %;

2022 год – 80,0 %;

2023 год – 80,0 %;

2024 год – 80,0 %;

2025 год – 80,0 %;

2026 год – 80,0 %.

Показатель является стабильным в связи с сохранением сети библиотек на территории муниципального образования Крымский район.

Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры (%).

2021 год – 7,0 %;

2022 год – 5,8 %;

2023 год – 8,2 %;

2024 год – 6,0 %;

2025 год – 5,2 %;

2026 год – 5,1 %.

С целью поддержания зданий учреждений отрасли культуры в удовлетворительном состоянии ведется постоянный мониторинг, в соответствии с потребностью планируются ремонтные работы. Увеличение значения показателя 2023 года связано с тем, что здание клуба п.Южного                  МКУ «СКЦ х.Черноморского Южного сельского поселения Крымского района» находится в аварийном состоянии, администрацией Южного сельского поселения решается вопрос о реконструкции пустующего здания под клубное учреждение.

В 2022 году, на основании Решения сессии Совета Кеслеровского сельского поселения от 18.05.2022г. №112 «О даче согласия на списание объекта муниципальной собственности, находящегося в оперативном управлении администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района сельский клуб ст. Гладковская» и постановления главы администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района от 18.07.2022г. № 140 «О сносе муниципального нежилого здания сельского клуба, расположенного по адресу: ст. Гладковская, ул. Центральная, д. 19», демонтировано аварийное здание клуба ст.Гладковской МКУК «СКЦ Кеслеровского сельского поселения». В 2023 году департаментом строительства Краснодарского края отклонена заявка на проектирование объекта: «Строительство клуба по адресу: Краснодарский край, Крымский район, ст.Гладковская, ул. Центральная, 19» и предложено внести изменение в проектное задание, с целью строительства здания клуба с применением технологии возведения модульной конструкции здания. В 2024 году после внесения изменений и проведения государственной экспертизы проектной документации администрацией Кеслеровского сельского поселения запланирована подача заявки в государственную программу «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края».

Ежегодно готовятся документы для подачи заявок на вступление в государственную программу Краснодарского края «Развитие культуры», выделяются средства муниципальных бюджетов поселений Крымского района, ведется поиск спонсоров. В 2023 году в рамках государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры» на реализацию 11-ти мероприятий по капитальному ремонту и материально-техническому оснащению учреждений культуры Крымского района выделено 48,128 млн.рублей:

– капитальный ремонт двух зданий ДШИ ст.Варениковской в рамках национального проекта «Культура»;

– капитальный ремонт зданий ДК х.Школьного, клуба х.Новотроицкого Южного сельского поселения, клуба х.Плавненского Киевского сельского поселения, СДК ст.Неберджаевской Нижнебаканского сельского поселения;

– укрепление материально-технической базы ДК Варениковского сельского поселения, СКЦ Молдаванского, Киевского и Кеслеровского сельских поселений, клуба х.Кувичинского Троицкого сельского поселения, СКЦ х.Черноморского Южного сельского поселения.

Законодательным Собранием Краснодарского края выделено 600,0 тыс.рублей на модернизацию санузла Социального культурного центра МО Крымский район в целях обеспечения доступности для граждан с ограниченными возможностями здоровья; 850,0 тыс.рублей – на оснащение звуковой и световой аппаратурой клуба х.Даманка Молдаванского сельского поселения.

В 2024 году за счет средств государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры» реализуются мероприятия национального проекта «Культура»  на сумму 15 730,0 тыс.рублей, в том числе:

– капитальный ремонт клуба с.Гвардейского Киевского сельского поселения, МКУ «СКЦ х.Черноморского»;

– оснащение музыкальными инструментами, оргтехникой и методической литературой МБУ ДО детских школ искусств города Крымска и станицы Нижнебаканской.

В рамках дополнительного отбора направлена заявка на участие в государственной программе Краснодарского края «Развитие культуры» – капитальный ремонт здания МКУ «МКЦ «Русь» на сумму 98 819,98 тыс.рублей.

В связи с тем, что на территории муниципального образования Крымский район отсутствуют объекты культурного наследия, находящиеся в аварийном состоянии, доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих консервации или реставрации, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности составляет 0%.

С целью поддержания и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), осуществляется мониторинг их состояния, с учетом данных которого из бюджетов муниципальных образований Крымского района выделяются средства на ремонт и благоустройство памятников истории и культуры, а также подаются заявки на участие в государственных программах по ремонту и благоустройству объектов военной истории. В рамках подготовки к празднованию Дня Победы 9 мая 2023 года на ремонт памятников и благоустройство территорий объектов культурного наследия военной истории из средств местных бюджетов поселений Крымского района и внебюджетных источников выделено 2358,0 тыс.рублей.

По результатам отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на реализацию мероприятий по восстановлению (ремонту, благоустройству) воинских захоронений в рамках государственной программы «Региональная политика и развитие гражданского общества», в Крымском районе в 2024 году будут отремонтированы четыре памятника военной истории.

Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сфере культуры:

2021 год – 0%;

2022 год – 87,66%;

2023 год – 87,56%;

2024 год – 0%;

2025 год – 88,0%;

2026 год – 88,0%.

Доля удовлетворенности населения услугами в сфере культуры снижена в связи с тем, что «Доступность услуг для инвалидов», которая является одним из условий при оценке качества оказания услуг организациями культуры, не удовлетворяет установленным требованиям. Создание условий доступности для инвалидов, паспортизация и оценка зданий, в которых располагаются организации, в целях поэтапной адаптации зданий, помещений и прилегающей территории для повышения их доступности для лиц с ОВЗ, создание условий для получения инвалидами услуг наравне с другими является безусловной зоной роста почти для всех оцениваемых организаций культуры. Показатель 2021 и 2024 годов – 0% в связи с тем, что периодичность проведения НОК в каждом учреждении составляет 3 года. Следующая независимая оценка качества планируется в 2025 году в 15-ти муниципальных учреждениях культуры муниципального образования Крымский район: 8 библиотек 5 культурно-досуговых учреждений, а также музей и кинотеатр.

В целях улучшения показателей в области культуры будут решаться первостепенные задачи по укреплению материально-технической базы и улучшению технологической оснащенности учреждений культуры (ремонт зданий, приобретение звукоусилительной, световой аппаратуры, пошив сценических костюмов, приобретение одежды сцены, техническое и технологическое оснащение учреждений и т.д.), строительству зданий Детской школы искусств города Крымска, сельского клуба ст.Гладковской, ремонта здания под клубное учреждение п.Южного, открытие филиала детской школы искусств в сельском поселении Крымского района, повышение доступности муниципальных учреждений культуры, укрепление кадрового потенциала, внедрение инновационных форм работы, развитие платных услуг населению.

  • Физическая культура и спорт

Основным показателем развития физической культуры и массового спорта является ежегодное увеличение численности жителей, занимающихся физической культурой и спортом. По состоянию на 31 декабря 2023 года систематически физической культурой и спортом занимается 76 890 человек, 65,7% от общей численности населения в возрасте от 3 до 79 лет (2022 год – 74 295 человек, 61,4% , 2021 год – 71 242 человека, 59,5%).

За 2023 год управлением и физкультурно-спортивными организациями отрасли «Физическая культура и спорт» было организовано 867 (2022 год – 800) мероприятий, в которых приняли участие более 38 тысяч человек (2022 год –  32 000 человек). Спортсмены Крымского района и сборные команды приняли участие в 184 краевых мероприятиях, 2166 человек (2022 год – 147 мероприятий, 1851 человек, 2021 год – 142 мероприятия, 1384 человека). Сборные команды Крымского района принимали активное участие в соревнованиях ХХХ Сельских спортивных играх Кубани, Спартакиаде трудящихся Кубани.

Организован ряд значимых спортивных соревнований на территории муниципального образования Крымский район: чемпионат и первенство ЮФО по мотокроссу и соревнования по мотокроссу на кубок главы муниципального образования Крымский район; 12-я спартакиада среди сборных команд органов местного самоуправления; спартакиада среди медицинских работников; спартакиада среди работников предприятий сферы ЖКХ; Чемпионат Краснодарского края по пауэрлифтингу среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата; краевые соревнования по дзюдо и самбо среди спортсменов различных возрастных категорий и другие. В летний период проходили игры Всекубанского турнира по уличному баскетболу и по футболу среди детских дворовых команд на Кубок Губернатора Краснодарского края, приняли участие 8801 и 8748 человек соответственно.

Продолжается работа по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на территории муниципального образования Крымский район. По состоянию на 31 декабря 2023 года количество зарегистрированных жителей на сайте Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) составляет 53 906 человек (+7082 человека за 2023 год), принявших участие в тестировании – 58 676 человек (+5136 уникальных участников, которые ранее еще не выполняли нормативы комплекса ГТО). Количество выполнивших нормативы – 27 865 человек (+4948 к показателю прошлого года).

Среди детского населения в тестировании за текущий год приняли участие 7510 человек, из них получили знаки отличия 2817 учащихся: 1013 человек – золотые, 875 – серебряные, 929 – бронзовые. Проведено 10 мероприятий муниципального уровня, в том числе Зимний и Летний фестивали ГТО для взрослого населения, в которых приняли участие 4031 и 4541 человек соответственно. Приняли участие в краевых спортивных мероприятиях ВФСК ГТО: краевой фестиваль ВФСК ГТО среди семейных команд (12 место среди муниципалитетов Краснодарского края), краевой этап фестиваля Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди граждан, проживающих в сельской местности (5 место среди 28 муниципалитетов края), Всекубанский казачий слёт «Готов к труду и обороне» (11 место среди 41 команды районных казачьих обществ Кубани). В рейтинге муниципальных образований Краснодарского края по реализации комплекса ГТО Крымский район занимает 10 место из 44 муниципалитетов.

Развитие физической культуры и массового спорта на территории поселений Крымского района зависит от грамотной работы инструкторов по спорту. 13 инструкторов осуществляют деятельность на территории района. Заработная плата инструкторов составляет от 9000 до 36 000 рублей в зависимости от нагрузки. На территории района осуществляют деятельность  39 физкультурно-спортивных клубов, из которых 12 – фитнес-клубы. Общая численность посещающих клубы в 2023 году составила около 11,5 тысяч человек (2022 – 10,4 тыс. человек).

Большое внимание уделяется развитию физической культуры и спорта среди инвалидов – адаптивным физкультуре и спорту. В муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования спортивная школа «Крымская» (МБУ ДО СШ «Крымская») проводится активная работа по привлечению инвалидов к занятиям физической культурой и адаптивным спортом. На отделении «адаптивная физическая культура» занимается 107 человек. С 2021 года впервые открыта группа спорт ЛИН (для лиц с интеллектуальными нарушениями) по виду спорта «бадминтон», с 2022 года – «плавание».

Крымские спортсмены принимали активное участие в Открытой Спартакиаде Черноморского побережья «Мир без границ», в Чемпионатах Краснодарского края по бочча, пауэрлифтингу, настольному теннису, легкой атлетике среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт ЛИН, в краевых соревнованиях для детей-инвалидов с ПОДА. В краевых соревнованиях завоевано 35 наград различного достоинства.

Численность детей, занимающихся в организациях дополнительного образования спортивной направленности, увеличилась по сравнению с прошлым годом с 4710 до 4737 человек (+27). Наиболее массовые виды спорта в физкультурно-спортивных организациях на сегодня: футбол, легкая атлетика, спортивная борьба, дзюдо, бокс. В спортивных школах культивируется 24 вида спорта. В 2023 году 51 спортсмен получил 1-й спортивный разряд, присвоено звание «Кандидат в мастера спорта» 18 спортсменам.

В 2023 году бюджетные ассигнования на развитие отрасли составили 151 829,8 тыс. рублей, из них: краевой бюджет – 14 480,1 тыс. рублей, местный бюджет – 137 349,7 тыс. рублей (2022 год – 216 997,2 тыс. рублей, из них: краевой бюджет – 89792,9 тыс. рублей, местный бюджет – 127204,3 тыс. рублей). Финансирование отрасли из муниципального бюджета увеличилось по сравнению с уровнем прошлого года на 10 млн. рублей.

Привлеченные средства краевого бюджета были направлены на предоставление мер социальной поддержки молодым специалистам и заслуженным тренерам; обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта в части оплаты труда инструкторов по спорту; капитальный ремонт спортивного зала муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования спортивная школа «Ровесник» (МБУ ДО СШ «Ровесник»), приобретение транспорта для МБУ ДО СШ «Ровесник».

Уделяется большое внимание укреплению материально-технической базы отрасли. В 2023 году был проведен капитальный ремонт спортивного зала МБУ ДО СШ «Ровесник», расположенного по адресу: г.Крымск, ул.Родниковая, 2Б. Приобретен автобус марки «ГАЗ ИАЦ» для МБУ ДО СШ «Ровесник» на сумму 4409,0 тыс. рублей (краевой бюджет – 4188,5 тыс. рублей, местный бюджет – 220,5 тыс. рублей).

На территории муниципального образования Крымский район расположено 291 спортивное сооружение. В 2023 году были построены 2 спортивные площадки, 3 площадки с тренажерами, 1 игровая в Молдаванском, Нижнебаканском, Пригородном, Троицком и Южном сельских поселениях на средства, полученные в рамках «Инициативного бюджетирования», краевых грантов в номинациях «лучший ТОС», «лучшее поселение», а также федерального гранта по линии казачества. Кроме того, 2 спортивных зала и спортивная площадка были построены при общеобразовательных организациях.

В 2024 году продолжится строительство спортивного зала в х.Виноградном и модульного спортивного зала на стадионе «Витязь» в г.Крымске, что будет способствовать увеличению численности граждан, занимающихся физической культурой и спортом.

Приобретение автотранспорта для муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования спортивная школа «Крымская» позволит осуществлять подвоз граждан с ограниченными возможностями здоровья к месту проведения тренировочных занятий, а также к местам проведения соревнований.

VI. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Стратегической задачей строительного комплекса Крымского района является социально-экономическое развитие таких направлений, как жилищное строительство, газификация, водоснабжение, дорожное хозяйство, социальная сфера.

В 2023 году введено 112,536 тыс.кв.м жилых помещений.

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, составила в 2023 году 24,9 кв. м, или 102,8% к уровню 2022 года. На период 2024-2026 годов прогнозируется положительная динамика общей площади жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, с темпом роста 101,60% в 2024  и  2025 годах, 101,9% в 2026 году.

VII. Жилищно-коммунальное хозяйство

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами

В соответствии со статьей 161 (п.2) Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

– непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

– управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;

– управление управляющей организацией.

Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами, в общем числе многоквартирных домов, в которых собственники помещений должны выбрать способ управления данными домами, в муниципальном образовании Крымский район на конец 2023 года составила 100,0%.

На период 2024-2026 годов данный показатель останется на прежнем уровне.

Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров, оказание услуг по водо-, тепло-, газо-, электроснабжению, водоотведению, очистке сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов в общем числе организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа (муниципального района), в среднем по муниципальному образованию Крымский район в 2023 году составила 88%. На период 2024-2026 годов данный показатель прогнозируется на уровне 2023 года.

Доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет

В муниципальном образовании Крымский район доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет 100%.

Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях

В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» за счет средств федерального бюджета в 2023 году было предоставлено 3 государственных жилищных сертификата на приобретение жилого помещения по категории:

– граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на общую сумму 5 073,474 тыс. рублей.

В рамках программы предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета была предоставлена одна социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения по категории:

– ветераны боевых действий, в размере 2 785,824 тыс.рублей.

В рамках государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2023 году была выделена за счет средств краевого бюджета субвенция на приобретение 32 жилых помещений для вышеуказанной категории.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 20 декабря 2023 года № 5053-КЗ «О бюджете Краснодарского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» муниципальному образованию Крымский район выделены средства субвенций в размере 99736,4 тыс.рублей на приобретение 31 жилого помещения для детей-сирот.

На территории муниципального образования Крымский район разработана и утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». В 2023 году было выдано 6 сертификатов на общую сумму  10421,708 тыс. рублей.

В рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Крымского городского поселения Крымского района» на 2023 – 2025 годы» выдано 18 сертификатов на общую сумму 13393,7 тыс.рублей.

VIII. Организация муниципального управления

Фактическое поступление налоговых и неналоговых доходов местного бюджета к уровню прошлого года увеличилось на 191,2 млн. рублей.

Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального  образования Крымский район в 2023 году составляет 51,3%, т.е. уменьшилась на 0,8 процентных пунктов. Это связано с увеличением поступлений дотаций и субсидий в 2023 году в общем объеме собственных доходов бюджета Крымского района (в том числе поступление субсидий на строительство школы № 55 в станице Варениковской в сумме 279,2 млн. рублей).

Доля налоговых и неналоговых доходов в 2024 году в сравнении с 2023 годом увеличилась на 1,9 процентных пунктов, в 2025 году планируется увеличение на 13,2 процентных пунктов, в 2026 году – на 4,7 процентных пунктов.

Показатели расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования Крымский район за 2021-2023 годы и планируемых значениях на трехлетний период (2024-2026 годы) сформированы по разделу 0100 бюджетной классификации «Общегосударственные вопросы» и включают в себя расходы по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда (КВР 121,129), включая расходы за счет средств краевого бюджета по следующим подразделам:

подраздел 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования»;

подраздел 0103 «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований»;

подраздел 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций»;

подраздел 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора».

За 2023 год на содержание органов местного самоуправления использовано 171 849,2 тыс. рублей, что в расчете на одного жителя муниципального района составляет 1 311,3 рублей, что на 0,9% выше аналогичных показателей 2022 года (1 299,7 рублей). Увеличение показателей обусловлено увеличением в 2023 году штатной численности, переводом отдельных сотрудников на вышеоплачиваемые должности, изменением законодательства по оплате труда.

Согласно решения о бюджете муниципального образования Крымский район на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов планируемые показатели расходов в расчете на одного жителя муниципального образования Крымский район на 2024-2026 годы составляют:

– в 2024 году – 1 320,4 рублей (общие расходы на органы местного самоуправления – 171 890,2 тыс. рублей), что на 0,7% выше показателей 2023 года (1 311,3 рублей);

– на 2025 год – 1 332,7 рублей, что на 0,9% выше показателей 2024 года;

– на 2026 год запланирован показатель в сумме 1 375,7 рубля, что на 3,2% выше показателя 2025 года.

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности

Доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности по состоянию на 31 декабря 2023 года составила 0,2% (МУП «Горкоммунхоз» в процедуре конкурсного производства).

На период 2024-2026 годов доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, в основных фондах организаций муниципальной формы собственности составит нулевое значение, так как в марте 2024 года завершена процедура конкурсного производства в отношении МУП «Горкоммунхоз».

IX. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности

Динамика потребления энергоресурсов в многоквартирных домахЭлектрическая энергияТепловая энергияГорячая водаХолодная водаПриродный газ
2023/202299,9%90,9%98,8%97,6%100,0%
2024/202399,9%100%99,7%98,4%100,0%

Динамика показателей, характеризующих удельную величину потребления энергетических ресурсов в многоквартирных домах:

– электрическая энергия – в 2023 году удельная величина потребления электрической энергии в многоквартирных домах составила 785,7 кВт/ч на 1 проживающего. Показатель составил 99,9% к уровню 2022 года.

– тепловая энергия – удельная величина потребления тепловой энергии в многоквартирных домах составила 0,10 Гкал на 1 кв. м общей площади (является средним значением и зависит от температурного режима в осенне-зимний период). На период 2024-2026 годов прогнозируется сохранение значение показателя на уровне 2023 года;

– горячая вода – в 2023 году удельная величина потребления горячей воды в многоквартирных домах составила 6,92 куб.м на 1 проживающего, или 98,8% к уровню 2022 года. Планируемые значения показателей на 3-летний период снизятся на 0,3% к уровню 2023 года;

– холодная вода – в 2023 году удельная величина потребления холодной воды в многоквартирных домах составила 32,0 куб.м на 1 проживающего, что по отношению к 2022 году меньше на 0,8 куб.м. Уменьшение показателя достигнуто за счет установки приборов учета жителями и реализации мероприятий ресурсоснабжающими организациями по замене ветхих (аварийных) сетей холодного водоснабжения. На период 2024-2026 годов прогнозируется снижение значения показателя до 31,5 куб.м на 1 проживающего в 2024 году, до 31,0 куб.м в 2025-2026 годах;

– природный газ – в 2023 году удельная величина потребления природного газа в многоквартирных домах составила 131,9 куб.м (на уровне значения показателя за 2022 год). На период 2024-2026 годов прогнозируется сохранение значения показателя на уровне 2023 года.

Динамика показателей, характеризующих удельную величину потребления энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями:

– электрическая энергия – в 2023 году удельная величина потребления электрической энергии муниципальными бюджетными учреждениями составила 23,95 кВт/ч на 1 человека населения (на уровне значения показателя за 2022 год).

– тепловая энергия – удельная величина потребления тепловой энергии муниципальными бюджетными учреждениями составила 0,03 Гкал на 1 кв.м общей площади (является средним значением и зависит от температурного режима в осенне-зимний период).

– горячая вода – в 2023 году удельная величина потребления горячей воды муниципальными бюджетными учреждениями осталась на уровне  2022 года. На период 2024-2026 годов указанный показатель прогнозируется на уровне 2023 года;

– холодная вода – в 2023 году удельная величина потребления холодной воды муниципальными бюджетными учреждениями осталась на уровне  2022 года. На период 2024-2026 годов указанный показатель прогнозируется на уровне 2023 года;

– природный газ – в 2023 году удельная величина потребления природного газа муниципальными бюджетными учреждениями составила 7,1 куб.м на 1 человека населения. На период 2024-2026 годов указанное значение показателя сохранится на уровне 2023 года.

Табличная часть